воскресенье, 18 октября 2015 г.


Моя малая родина Фурманов.
Август 2015 года.
Часть I I

Одно из самых моих любимых занятий – бродить по новому месту с фотоаппаратом. Обязательно одному, чтобы не зависеть ни от чьей воли, чтобы можно было забраться в любой закоулок, повинуясь сиюминутному порыву… Вот этому-то занятию и был посвящен мой следующий день в Фурманове, воскресенье 2-е августа.

Откуда такие временные подробности? Да, потому что день тот оказался Праздником ВДВ, и крутые хлопцы в майках-тельняшках постоянно попадались на глаза, а заодно – и в кадры фотокамеры.

 
 
 
 
Но не о них сегодня пойдет речь. А о тех деталях и особенностях малого города, что показались примечательными, и о чем хочется обязательно сказать.

 
 
 
 
Первое, что бросилось мне в глаза – та забота, с которой городские власти, предприниматели и простые жители Фурманова обустраивают свои улицы и дома. Обилие зелени, чистые заасфальтированные тротуары, газоны и/или живописные каменные горки и отсыпки… И множество живых цветов! В первое же утро я обратил внимание на ящики с цветами, украшающие автомобильно-пешеходный мост через железнодорожные пути на улице Возрождения. Конечно, не сладко этим цветам приходится рядом автомобилями, поездами и на самом ветру. Но ведь выживают! И люди помогают им, каждое утро поливают, рыхлят землю (сам из окна наблюдал!).

Железные пальмы с живыми цветами украшают ту же улицу Возрождения на её продолжении в сторону центра (надо же и эти цветы на трехметровой высоте каждый день поливать!)…Вроде бы – откуда у властей и жителей малого города  лишние средства на подобные «архитектурные излишества»?

 
 
 
 
Я не смог удержаться и сфотографировал девушку, усердно моющую вывеску цветочного магазина с милым названием «Цветик-семицветик»

 
 
 
За столь несерьезным занятием фотографирования уличных клумб и вывесок меня застала женщина, проходившая мимо. Чтобы как-то оправдаться, я попробовал вступить с ней в разговор, дескать для стороннего человека очень удивительно и радостно наблюдать заботу местных жителей о внешнем виде своего города. Слово-за-слово, завязался разговор. Выяснилось, что с этой женщиной мы почти друзья детства(!), вернее, с её дядей, который до сих пор проживает на той самой Ленской улице, где находится и наш фамильный дом. Оказалась знакомой и их фамилия, наверное, много лет назад мы бегали вместе, гоняли чижа или лапту. А сама Татьяна (так назвалась женщина) прекрасно знает и тетю Люсю, у которой я остановился, и всех наших остальных фурмановских родственников, да и самого незнакомца с фотоаппаратом уже второй день, как заприметила (что значит провинциальный город!). На прощание удалось спросить разрешения сделать фото.

 
 
Но будем двигаться по улице Возрождения дальше к центру. При взгляде направо обнаруживаются за обильной зеленью и низиной корпуса Второй ткацкой фабрики, до которой мы еще доберемся.

 
 
На углу улицы Возрождения и Революционного проезда встретился замечательный старинный купеческий особняк, огороженный строительным забором, нежилой и необустроенный. Очень возможно, что этот дом утерял своих старых хозяев и пока не приобрел новых. Хочется, чтобы это досадная пауза надолго не затягивалась, а новые хозяева со всей бережностью отнеслись к строгой красно-кирпичной старине особняка…

Ниже по Революционному переулку располагается проходная той самой 2-й прядильно-ткацкой фабрики. На этом предприятии в годы Отечественной войны работала моя мама, Надежда Рыбина. Перед самой войной, после окончания восьмилетки, мама успела поступить в Ярославское педучилище, но, в связи с начавшимися бомбежками Ярославля, она вернулась в отчий дом и была принята на работу учетчицей (или расчетчицей?) на эту фабрику.
Фабрика ведет свою историю от Товарищества Мануфактур, основанного видным промышленником И.И. Скворцовым в селе Середа во второй половине XIX века. В настоящие времена предприятие и её сотрудники переживает не самые лучшие дни, находясь в ситуации банкротства. Не в первый раз, однако, за свою долгую историю. Рассказывают, что после революции один из тогдашних владельцев мануфактуры не покинул её, не уехал за границу, а остался, живя в каком-то закутке при 2-й фабрике и терпя до конца жизни всевозможные лишения и унижения от новых хозяев. Вот теперь и ветераны 2-й ткацкой, т.е. дети и внуки тех послереволюционных работников, оказываются в сходной ситуации…



Проходная фабрики смотрит своими воротами на речку Шача, протекающую через весь Фурманов









Надо сказать, последние десятилетия перестроек и экономических потрясений на самочувствии реки сказались благоприятным образом (фото выполнено с моста в самом центре). В советские времена нашего детства в городской черте Шача выглядела как сточная канава для отходов городских предприятий. О столь любимой мне рыбалке в речке не могло идти и речи, купаться в жаркие летние дни мы вынуждены были ходить далеко за город, где воде хоть частично удавалось очиститься. А в этот заезд мне даже удалось усмотреть на её берегу рыбака(!).

Недалеко от 2-й располагаются корпуса и 1-й ткацкой фабрики, к которой я, повинуясь городскому ландшафту, направился. Первая Фурмановская ткацкая фабрика - это одно из старейших предприятий России, которое ведет историю от ручной прядильной мастерской, основанной в 1830-м году купцом И.И. Скворцовым (отцом И.И. Скворцова, учредившего Товарищество Мануфактур) в деревне Фроловка, в двух верстах от Середы.






 

На подходе к фабрике вновь красочно напомнили о себе ВДВ-шники, отмечающие праздник.

 

 
 
Примечательны надписи  и призывы на плакатах социальной рекламы на фронтоне фабрики: "Изучайте прошлое и настоящее своего города!", «Живу в Фурманове и никуда не собираюсь!», "Город, достойный уважения!".

 
 
 
 
 
С последним плакатом согласился и, очевидно, некий самодеятельный автор, изобразив в стиле граффити на бетонном парапете – «Фурманов – город, достойный уважения!». Что ж, автор этих заметок вполне разделяет мнение художника.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Еще раз отметим обилие зелени на улицах Фурманова, центральная часть которого выглядит вполне респектабельно – со
старинными особняками, новыми зданиями и обилием частных легковушек (на двух последних фото – перекресток улиц Возрождения и Социалистической).

 
 
 
 
 
Двигаемся дальше вверх по Социалистической, центральной улице, и достигаем памятника Дмитрию Андреевичу Фурманову, самого знаменитого земляка, чьё имя уже свыше семидесяти лет носит город.
Вместе со мной познакомиться поближе с именитым фурмановцем решил ещё один молодой человек.
Возможно, лет пятьдесят с гаком назад и автор этих строк так же бегал по гранитному парапету памятника (монумент установлен в 1960-м году).

 
 
Интересно, кто будет бегать по этим камням еще через пятьдесят лет?

 
 
 
 
 
 
 
Кстати, о Фурманове (это литературный псевдоним писателя, настоящая его фамилия - Фурман). Очень возможно, что не опубликуй он романа «Чапаев» в 1923 году, и не выйди через десяток лет по книге одноименного фильма, не знали бы мы вовсе такого героя Гражданской войны – Чапаева, вошедшего в народный фольклор, а вместе с ним и его ординарца Петьки и Анки-пулеметчицы, героев не только фильма, но и многочисленных советских анекдотов. Т.е. знакомству с Чапаевым советский народ целиком обязан писателю Дмитрию Фурману (с таким авторством вышла книга).




Недалеко за памятником Фурманову, там же справа по Социалистической можно познакомиться и с иными земляками – героями революций








и Отечественной войны.

 
 
 
 
 
 
 
А еще дальше по той же улице располагается памятник иного рода – здание пожарного депо с башней, построенное в 1938 году. Очевидно, для сплошь деревянного в начале прошлого века города пожарная каланча являлась едва ли не самым важным объектом. Здание, хвала нашим недавним предкам, построено на совесть и послужит еще много десятилетий!

Вскоре Социалистический проспект, по которому я до сих пор двигался строго прямо, стал проявлять склонность уйти куда-то в сторону, и мне пришла в голову аналогичная мысль, не свернуть ли тоже куда-нибудь подальше от современных домов. Где-то за каланчой справа открылась перспектива улочки с частными аккуратными домами, теряющейся в зелёной дали (название улочки оказалось вполне мирное и без всякой революционной патетики - Гражданская).
Я приготовил фотоаппарат для возможных неожиданностей и двинулся по этой улочке вниз. Первое, что заставило меня вскинуть камеру – это вид колодца, типичного для Фурманова. На такой же  колодец, располагающийся на улице Ленской, я много лет назад тоже ходил по воду. Колодец полностью закрыт, чтобы мусор снаружи не сыпался в воду. Справа у колодца находится ворот, спереди – открывается дверца для доступа собственно к колодцу.

 
Слева, буквально за огородами и заборами внезапно открылась перспектива на величественный храм. Ого, обязательно надо дойти до него, подумалось... 
 
 
 
 
 
 
 
Но самое главное, что пока интересовало меня на улочке – это вид наличников на окнах домов. Я где-то ранее уже посетовал, что русские дома Верхнего Поволжья, лишенные наличников, выглядят нелепо.

 
 

 
 
Я постарался запечатлеть на камеру все понравившиеся мне дома на этой улочке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Согласитесь, как празднично выглядит дом, чьи окна украшены белыми резными наличниками!

 
 
 

А вот хозяин следующего дома явно пошел на упрощение жизни, заменив стекла на пластик и ликвидировав наличники как класс. Увы, праздник с лица этого дома как-то сразу спал, выглядит он сухо, лаконично и буднично…
Кстати, очень возможно, что жильцы именно этого дома попались мне на выходе улочки, с которыми я рискнул вступить в разговор и полемику по поводу наличников, которые я фотографировал. Оказалось, что, по мнению собеседника, мороки много с этими наличниками - ухаживать за ним надо, красить, следить за резьбой, поэтому люди и снимают их… То ли дело пластик!

Хочется надеяться, что не все жители Фурманова столь безоговорочно разделяют это мнение, и нашим детям и внукам еще представится возможность любоваться красотой, созданной руками дедов и прадедов…

 
Очевидно, у этого дома сменились жильцы, которые начали наводить порядок и осовременивать внутренний интерьер. Жалко, что не удалось пристроить выброшенный цветной телевизор советской сборки в какое-нибудь арт-кафе «а-ля-советико»

 
 
 
 
 
А вот и одна из последних старожилов улицы и города. Вступить с ней в контакт я как-то не решился… Опять же собака…

 
 
 
Двигаясь дальше вниз, уперся в густую растительность и ручей, пересекающий улочку. Стало ясно, дальше перемещаться весьма чревато для обуви, а возможно и штанов – откуда-то из-за зарослей чертополоха стал раздаваться предупредительный лай… Да, опять же, и тучи на небе начали все более густеть...



Развернувшись, сделал снимок с обратной перспективой Гражданской улицы. Мостик через ручей выглядел на ней очень живописно…

 
 
 
 
 
 
Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий