суббота, 17 января 2015 г.


Тринадцать крещенских кругов или, как совершить за час три добрых дела

Крещенский канун с двумя выходными днями  в этом году в Омске выдался нетипично теплый, со снежком, легкой метелицей и температурой в 2-3 градуса (даже «мороза» рука не поднимается написать!).  В субботу с утра уже  зашевелились мысли, что не худо бы организовать по такому счастливому случаю семейный выход на лыжах. «Семейный», т.е. вытащить на свою привычную лыжную прогулку вторую половину, которая очень редко поддается на всякие провокационные идеи мужа, особенно связанные с выездами на природу, тем более спортивными. Но что-то мне подсказывало, что сегодня день в этом отношении выдастся исключительным.

За утренним кофе начал прощупывать почву:

- «А что у дочки сегодня выходной (у дочери собственный суточный график дежурств)?

 - Да.

 - Может мне её на лыжи в парк пригласить?

- Так они же собрались уезжать в деревню на все выходные к родителям.

- Значит у дочки лыжи свободные.  Может, ты мне компанию составишь? (у жены, тот же размер обуви, что и у дочки, одни лыжи на двоих, которыми они, впрочем, почти не пользуются)

 - Я??!!!

- А что, могу договориться с дочкой, сходить и принести лыжи для тебя, и прогуляемся в ближайшем парке часок на лыжах. Погода приличная…

 - …..? Ладно, позвони, узнай, как там у них дела».

Все, лед тронулся, дело почти сделано! С дочкой договариваться особо не надо. Да, уезжают в деревню поздравлять маму мужа с днем рождения. Лыжи и ботинки всегда готовы и свободны.

Закончив по-быстрому домашние субботние хозяйственные дела, сходил к дочери, забрал лыжи с ботинками, и вот мы выступаем с супругой в парк.  Пешком (парк, считай, под окнами), с лыжами и палками в руках,  как в старые добрые годы. Мои лыжи – более-менее современные, пластиковые. Вторая пара – еще сохранившаяся в гараже деревянная и ботинки с креплениями с тех же времен (новые наотрез не соглашаются покупать, чтобы не давать лишнего повода провоцировать на спортивные прогулки!).  

На улице навстречу попадается мужчина, пожилых лет, но вполне спортивного вида, вдруг обращающийся к нам с вопросом –

 - «Вы на «Лыжню России» еще не записались, не подскажете, когда нынче записывают?». «Вот это да, нас уже профессионалы приняли за своих! Может, действительно записаться? Надо продумать…», размышлял о неожиданной встрече.

 Парк, о котором идет речь, небольшой, со всех сторон стиснутый многоэтажками, стоянками машин и транспортными магистралями (см. фото из нашего окна). Посредине находится детский зоопарк с вольерами для животных и птиц – «Юнгородок», как его десятки лет называют омичи. Часть животных и птиц размещается в закрытых помещениях, другие  - козочки, овечки, пони и другие  звери, привычные к морозам, – гуляют прямо на улице за проволочной и решетчатой оградой,  на радость детворе. По краям парка проложены пешеходные дорожки, по которым, как правило, дефилируют молодые мамочки с колясками, и совершают спортивные прогулки пожилые дамы. Иногда, самые активные – со спортивными палками, как сейчас принято. Мужчины за таким бестолковым  занятием, как прогулки, да еще с палками, в парке не часто попадаются. Параллельно дорожкам,  редкие, но еще встречающиеся приверженцы беговых лыж, вроде автора этих страниц, проложили лыжню вокруг всех вольер и ближе к ограде парка. 

За свой обычный часовой цикл мне удается совершить 10-12 кругов. Вот там-то мы с супругой и вознамерились отметить сегодняшний канун крещенья (в ледяную  прорубь вряд ли в грядущий понедельник соберемся нырять!).

Самое главное для меня на лыжне – не сбиться со счета, сколько кругов пробежал.  Считать круги приходится, чтобы не давать себе расслабухи и раньше времени не сойти с дистанции. «Если есть норма – десять кругов, изволь выполнять!».  Но если специально не считать и не делать отметки, ни в жисть не запомнить, сколько кругов прошел и сколько осталось.  Для этого пришлось разработать целую систему счета. Пробежав круг, отмечаю у какого-нибудь заметного куста, где снег еще не тронутый, палочку лыжной палкой. После второго круга – вторую палочку, после третьего – третью и т.д. Причем, ничего не стирая. Т.е., в начале следую римской системе исчисления. Привычная арабская система (1, 2, 3, …) требует слишком много места и времени для отметок. Но проблемы начинаются с четвертого круга и с римской системой. Если пользоваться римской четверкой (IV), то после пятого круга, куда девать левую палку, чтобы получить чистую пятерку-галочку (V)? Зачеркивать - некрасиво, и времени много тратится.  Аналогичные проблемы возникают и на девятом-десятом кругах с палочками перед римской десяткой (Х).  Поэтому была принята собственная система «кругоисчисления», в которой четверка обозначается четырьмя палочками, а девятка – как, галочка с четырьмя палочками справа, т.е. «VIIII».

Таким образом, в итоге достаточно после каждого круга сделать одну единственную пометку – очередную палочку, галочку или крестик, чтобы зафиксировать текущую картину состояния забега.  Сегодня, например, в результате часовой с небольшим  пробежки, под заветным кустом получилась следующая запись:

- «I I I I V I I I I X I I I», означающая, что удалось совершить тринадцать полных кругов! Данная запись была с большим собственным удовлетворением зафиксирована на камере мобильного телефона, как личный рекорд 2015 года!

Т.е. это было первое доброе дело, а именно, -  собственный выход на лыжах с постановкой личного рекорда.

Со вторым добрым делом тоже ясно – в кои года удалось уговорить свою дорогую половину встать на лыжи! Супруга честно продержалась на лыжне пять кругов, и только после этого сошла с дистанции, заявив, что голова от этих лыж разболелась, и поэтому она отправляется самостоятельно домой. Ну, что же, для начала совсем неплохо. В следующий раз можно планировать уже выезд за город! Но если бы она только знала, какая история развернется на лыжне в оставшиеся круги, она бы три раза подумала, стоит ли оставлять супруга на лыжне одного!

В этой предстоящей истории и состоит суть третьего, надеюсь, тоже доброго дела. Как я уже упомянул, обычно вокруг парка по пешеходным запорошенным снегом дорожкам  совершают круги пожилые дамы, набирающиеся здоровья. В этот раз мне с самого начала стала попадаться одна дама, солидно одетая и двигающаяся навстречу. Кстати, пешеходы, как правило,  двигаются по парку по часовой стрелке, я же предпочитаю нарезать круги – против, поэтому мы постоянно встречаемся с ними на параллельных дорожках. Дама также двигалась по часовой стрелке, и я обратил на неё внимание после второго-третьего круга. Несмотря на явно оздоровительный характер прогулки, у неё был очень серьезный вид. Возможно, даму несколько смущало собственное занятие, и она скрывала смущение за маской серьезности и неприступности.

А я как-то привык, что на природе, на лыжне даже незнакомые люди, ведут себя открыто, обмениваются репликами, здороваются уже после второй встречи и т.д. При этом, на лыжне не считается неприличным заговорить с совершенно незнакомым человеком, и даже противоположного пола (что особо приятно). Очевидно, подспудно люди на лыжах априори признают некую общность между собой.  Я и сам привык вести себя соответствующим образом. Мне, например, доставляет особое удовольствие заговорить не только со взрослым, но и с карапузом, который вдруг вылез из коляски, что на дорожке и рядом с лыжней, и отправился в самостоятельное путешествие, загородив дорогу.

 - «Эй, парень, не пора ли вставать на лыжи? Скажи маме – пусть скорее покупает! В следующий раз будем наперегонки гоняться!». 

«Парень», который и говорить-то еще не научился, только ползать, смотрит с изумлением сначала на странного дядю, обратившегося с непонятным, но очень интересным предложением, потом на маму, и, подняв ручку,  произносит одно из немногих доступных ему слов «Дядя!».  Молодая мамочка же, вдруг очень серьезно отнесясь к предложению,  вступает в диалог – «Знаете, а моя старшая Лиза не хочет вставать на лыжи, а просит сноуборд». Приходится, как профессионалу, давать оценку сложившейся семейной ситуации – «Сноуборд – это для гор и для катания. А сначала на лыжах на ровном месте надо научиться и ходить,  и бегать!».

 И так, где-то после третьего круга, при встрече с излишне серьезной дамой, я решил попробовать помочь ей освоиться. «А что вы пешком, да пешком. На лыжи пора вставать, на лыжи!» -  предложил, пролетая мимо. Женщина очень удивилась обращению и сразу ответствовала решительным «НННет!!!» со многими «Н» и восклицательными знаками в голосе, вонзившимися мне в спину.

«Ну, вот опять очередной облом, и что за народ, эти женщины. Что ни предложи, все нет, да нет», размышлял я, удаляясь и работая палками. Но, тем не менее, на очередном круге обратил внимание, что дама движется уже не с таким неприступным видом. Лицо порозовело, глаза заблестели. Явно прогулка и кислород  начали приносить свою пользу!

После седьмого – восьмого круга опять решился на ходу задать тот же вопрос

 - «Ну, как на счет лыж в следующий раз?»

- «Нет», прозвучало, но уже без всяких восклицательных знаков.  Что же, процесс пошел, и явно в нужном направлении!

Однако программа забега приближалась к финалу. Я уже выполнил обычную норму (десять кругов), пошел на повышенную – двенадцать. Но вопрос  вовлечения в лыжное сообщество нового члена оставался открытым. Надо было принимать самые решительные меры! 

На тринадцатом круге, чувствую по силам - уже последнем, загодя увидев даму, я набрался решительности, скорости и, лихо подлетая, спросил:

– «Ну, так как на счет лыж?»

- «Да», прозвучало в ответ. Все, неприступная крепость пала!

На выходе из парка, откуда я выезжал также на лыжах, дама, вдруг увидев меня, уже помахала рукой, как своему.

«Вот так надо действовать, - смело, настойчиво и решительно!» - радостно отметил - «А страна получает очередного лыжника, кандидата на «Лыжню России!».

Комментариев нет:

Отправить комментарий