среда, 25 марта 2015 г.


Стена памяти.

Часть 4. Стройотряды. ССО-70, ССО-71

Поездки в студенческие стройотряды требуют отдельного описания, т.к. и Алексей Хапулин, и мы, его близкие друзья,  были активными участниками всех стройотрядовских сезонов, в которых нам посчастливилось поучаствовать. К тому же, впечатления от стройотрядовской жизни, пожалуй, остались наиболее яркие ото всего студенческого бытия…
Особенно тщательно мы готовились к первому сезону 70-го года – «ССО-70». Нас, четверых из группы  – Алексея, Николая, Саню Синникова и меня, определили в отряд, возглавляемый Иваном Никеровым, студентом-технологом четвертого курса. Обычно студенты-четверокурсники ездили на военные сборы, но Иван, как он нам говорил, был освобожден от военной службы по причине искривления позвоночника. Может, это было и так, но внешне никаких признаков искривления не замечалось. Был Иван по-мужски статен, пожалуй даже красив, физически очень силен. Иван отбирал людей в отряд с особой тщательностью, т.к. у него была цель взять в то лето первое место среди институтских бригад.
На прилагаемой фотографии нашей бригады Иван в первом ряду второй слева. А крайний в том же ряду, с гитарой  – Федор Карпов, комиссар отряда, была и такая должность. К сожалению, фото подпортилось со временем, и подозреваю, Лешка Хапулин попал под невосстанавливаемый дефект (иначе, где ему еще быть?). На страничке в «ВК» это примечательное фото подробно описано. Ниже приведены выдержки из того описания.

«Это был наш первый стройотряд. Командиром был Иван Никеров, он второй слева присел, с четвертого курса. Мы, бывшие козероги, его уважали и слушались беспрекословно. Он был со своей девушкой-поварихой - Наташей (вторая справа, рядом с Саней Андриановым, что крайний справа). Комиссаром был Федька /Карпов/…, из технологов, нашего возраста - с гитарой на фото. «Красовец» и жуткий гуляка до местных девчонок…
В самом центре сидят справа от Ивана – автор записок, потом Саня /Воронин?/ (из соседней группы аппаратчиков…). И вторую повариху тоже не помню, как звали. Хорошие девочки были и готовили хорошо. Как-то на всю бригаду блинов испекли! Мы чуть слюной не изошли, пока они эту гору блинов /печь/ не закончили. А смели мы их за минуту!



Стоят слева - Володя Яковлев, ... Из двух стоящих, где оторвалось - один Женя, из технологов, дальше, его друг - Костя (небольшого роста), следующего парня с открытым торсом запамятовал /кто знает, напомните!/. Потом - понятное дело, Юрик Ярцев, золотой человек, надеюсь получить от него весточку... Голова следующего - опять Саня, кажется, фамилию не помню. Потом - голова чучела, приготовленного для сожжения (даже жалко парня...). Чучело приобнял - Коля Давыдов, тоже прощается с ним... Дальше - Андрюша Щапов (на фоне столба). Андрей был из технологов и, вроде, со старшего курса. Мы часто работали с ним в паре /на носилках/ и здорово сдружились за сезон. Я ему даже эту свою шляпу подарил!

Третий справа - наш "трудновоспитуемый", Ивана Никерова брат. Тогда была мода перевоспитывать трудом, в том числе и в стройотряды трудновоспитуемых направляли. Вот Иван и подсуетился, заодно и брат с толком лето провел. Лет ему было чуть поменьше…, но по силе он нам не уступал. Следующий в очках - Володька (фамилию не помню, в следующий стройотряд он уже комиссарил у нас), ну, и Саня Синников крайний справа… Уф, утомился аж перечислять...».
Увы, достичь тем летом Ивану своей цели не удалось… Приведу описание  обстоятельств событий, тому поспособствовавших, для чего воспользуюсь той же страничкой «ВК» и еще одной фотографией с комментариями.

«…Вовка Яковлев в центре, торчит его голова надо всеми. А остальных я и сам не знаю, подвалили откуда-то к нам ночью. Это была жуткая гулька на День Строителя, единственный раз, когда Иван Никеров, наш командир, дозволил нам понюхать спиртное. Он в тот сезон бился за звание лучшей бригады, но, похоже, мы не оправдали его надежд. К тому же, чуть коровник не спалили, который строили. Причем, на глазах у комиссии, которая подъехала проверять работу нашей бригады. Мы тогда битумом крыли крышу, и оставили варить котел с битумом на одного парня на время обеденного перерыва, чтоб караулил  /помню, что звали его «Алик»/. А тот, шалопай, подался в соседний лесок за малиной, котел закипел, битум пошел через край, загорелся. А стоял котел совсем рядом с коровником, чтобы ближе на крышу ведра было подавать...
Так вот, загорелся битум, пламя перекинулось на стену коровника и его свежепокрытую рубероидом крышу. Тут и мы с обеда возвращаемся всей толпой, тут и комиссия прикатила на машине, а у нас коровник весь обугленный и дымится...
В общем, не досталось нам первое место... Ох, и задал Иван этому незадачливому сторожу. Хотел его сразу выгнать с черным билетом, потом пожалел, оставил, но при расчете наказал его по-крупному, лишил всяких премиальных...».



В соседней деревне, километрах в десяти от Никулино (деревней, где мы возводили тот злосчастный коровник), трудилась еще одна студенческая бригада. Составлена она была их наших сокурсников-аппаратчиков (т.е. со специальности «Машины и аппараты химических производств»). Но, что примечательно, поварихами у них были девочки из нашей группы – Ирина Корсакова и Татьяна Комова. Мы как-то в воскресенье отпросились у Ивана на весь день навестить девушек под честное слово, что будем вести себя во всех отношениях прилично.
Отправились, естественно, вчетвером – Леха, Коля, Саня - с гитарой через плечо, и я. Прибыли туда через пару часов, застали обеденное время, девушки угостили нас, чем Бог послал, а потом мы устроили футбольный матч – бригада на бригаду.  Бились отчаянно, и вроде бы, мы не сильно уронили честь «Никулинцев».  Потом снова пили чай, пели песни под гитару… Вернулись домой почти уже затемно, но данные командиру обещания были исполнены.

Дополнение от января 2017 года. Уже по завершении публикации первой версии записок я получил серию студенческих фотографий от Ирины Фальковой (Корсаковой).
Первая фотография - с момента проводов студентов на Волжской пристани, откуда нас должны были водным путем доставить в Пошехонью. На переднем плане - Таня Комова и Ирина Корсакова, которые должны были на пару кашеварить в бригаде, соседней с нами. Кстати, за спиной у Тани - мой одноклассник - Володя Беспалов, учившийся в соседнем факультете на отделении СК (синтетического каучука). На парапете набережной расположились мы, автор - в шляпе, левее которого - Женя Давыдов (в профиль), брат Николая, а правее автора - мама Ирины Корсаковой. Рядом с ней, очень похоже (рука мешает), мама Тани Комовой - Мария Дмитриевна (должна же была и Таню мама провожать в столь ответственное путешествие!).  Крайний справа - Николай Шадричев, отправлявшийся также в Пошехонию, но в более серьезный стройотряд - "Энергию" (они ставили опоры электропередач).

Следующие фотографии касаются уже упомянутого нашего визита в бригаду девушек.
На первой - наша четверка (автор - слева, Николай - с гитарой, Леха сидит, а Саня - с куском хлеба), а между нами - улыбающаяся Таня Комова. Судя по тени, снимок выполняла сама Ирина.


На День Строителя (второе воскресение августа), которое стройотрядовцы свято почитали, был устроен большой праздник в райцентре - Пошехонии. В город с утра съехались все студенческие бригады, работающие в районе. Нашу бригаду привезли на колхозном автобусе, на котором по субботам возили в баню в соседнее село. Для начала  были устроены спортивные состязания. Помнится, мы бегали стометровку, прыгали в длину. Не обошлось и без футбольного матча. На этом празднике вновь встретиться с нашими девушками, кашеварившими в соседней бригаде. На нижнем фото Ирина Корсакова и Таня Комова в окружении мужественных мачо-кавалеров - Лешки Хапулина (слева в сомбреро) и Сани Синникова
На следующем снимке к ребятам-автоматчикам, среди которых мы уже видим и Николая Давыдова (в кепке), присоединились соседи-аппаратчики - Саня Воронин (в сомбреро) и Игорь Мудров (справа). Кстати,  Игорь учился в одной школе (37-й Ярославля) с Николаем, Саней и Лешкой.


На следующих фотографиях - фрагменты стройотрядовской жизни девушек-поварих. На первой - Ирина за приготовлением обеда. За спиной у неё - впечатляющий и очень позитивно настраивающий на трудовые подвиги плакат - "Добавку - только в мозолистые руки" 


Следующие фотографии - скорее всего, постановочные. Похоже, девушки специально готовились к фотосессии, принарядились, навели прически. На первых трех - Ирина, хотя, обед, очевидно настоящий - даже ради фотосессии бригаду голодной оставлять нельзя!


На следующей фотографии - уже Таня Комова на пороге дружелюбного кафе "Сквознячок". И тоже "при исполнении" - ложка с пробой явно горячая. Хотя и наряд, и прическа у Тани - тоже не повседневные.


Две следующие фотографии - уже из серии празднования Дня Строителя, о котором уже упоминалось.
Обаятельные девушки - в компании Сани Синникова...
 ...и отдельно...


В коллекции Ирины Корсаковой оказались также и фотографии, относящиеся к следующему студенческому сезону ССО-71. 
На первой - момент проводов стройотрядовцев, отправляющихся по Волге все в ту же Пошехонью. Наша компания, очевидно, - на Волжской набережной, где все мы должны были сесть на Ракету. Следует перечислить, кто попал на снимок. Слева направо: Саня Синников, автор записок, Ирина Корсакова (отправлялась уже без Татьяны Комовой), Лешка Хапулин, Анатолий Белоцерковский, Сергей Магдалинский, Сергей Муравьев (двое последних пришли проститься с друзьями) и Николай Давыдов. Только по нашивкам на рукаве Николая я понял, что данный сюжет относится именно ко второму сезону (две нашивки!) 

 Ну, а на последних двух фотографиях от  Ирины Корсаковой - Ирина в минуты скоротечного отдыха - днем поварихам особо веселиться не было возможности.


Во второе лето, сезона ССО-71, мы постарались отправиться в стройотряд той же сложившейся бригадой. Командиром выбрали Федора Карпова, бывшего комиссара. Комиссарить ему в помощники определили Володю…(из технологов, запамятовал фамилию).  Из «одногруппников» поехал с нами Толик Белоцерковский, т.е. нас уже стало там пять человек – Леша Хапулин, Николай Давыдов, Саня Синников, Анатолий и я. Из соседей - «аппаратчиков» были Володя Яковлев (слева на нижней фотографии), Михаил Овчинников (почему-то отсутствует на этом фото) и Саня Андрианов (второй справа), из «дизелистов» - Юра Ярцев (сидит левее также сидящего автора), из технологов – Женя с Костей, закадычные друзья, фамилий их только не помню. Всех можно видеть на прилагаемой фотографии. Многие из них, к сожалению, перекочевали и на нашу Стену памяти...
 Надо сказать, что ко второму стройотряду (ССО-71) мне уже удалось обзавестись собственной камерой-зеркалкой, купленной год назад на заработанные деньги, поэтому фотографий осталось побольше. Далее воспользуюсь очередными фотографиями и комментариями к ним с «ВК


«Интересна история развития этого нашего второго стройотрядовского сезона. После первого, очень нам всем понравившегося лета, мы постарались максимально сохранить костяк бригады и на второй год. Иван Никеров, бывший наш командир, уже не мог с нами ехать (он заканчивал институт). Командиром был назначен Федя Карпов ("цыган"), в комиссары ему - Володя. Вот они оба тут - красавцы...


Первоначально объектом работы нам был назначен Пошехонский сырзавод. Что-то там якобы надо было строить. В день приезда, пока мы размещались, хозяева нам выкатили на бригаду... головку сыру (!). Ну, думали, свезло нам, будем, как сыр в масле кататься... Не тут-то было... Фронта работ на заводе не было. Мы промаялись первые дни, есть-пить надо, а заработка нет. Оказывается, и за первую головку сыра нам рассчитываться надо!


В этот момент наши друзья-командиры, полагаю, оперативно среагировали, нашли нам временную шабашку - протянуть траншею в каком-то пошехонском автохозяйстве. Мы эту работу за пару-тройку дней выполнили, получили расчет, расплатились за злосчастную головку сыру и укатили на новое место дислокации, которое нам подобрали местные власти...
Новый объект находился в деревне Юдино, если мне не изменяет память. А строить там надо было канализацию в местном клубе. Суть работы заключалась в рытье траншеи глубиной метра 2-3 общей длиной метров триста и укладки туда труб. Через каждые метров 20 необходимо было организовывать канализационные колодцы - выкладывались из кирпича, сверху люк - всё как положено. А в конце - огромный куб-сборник, углубленный метров на пять и выложенный полностью из кирпича /называется – «септик»/. Сверху укладывались плиты.
Вот этим мы и занимались. Правда, спешили, времени-то на сырзаводе много было потеряно. Бедный Федька аж высох от переживаний и общения с мастером (закрытие нарядов - процедура известная, не подмажешь не поедешь...). Наверное, на этом фрагменте как раз запечатлён момент подготовки к этому ответственному делу...».
И еще одна фотография с того сезона с комментариями:
«Ели, спали, пели, а потом работали, работали... Видите, я уже сплю... А с Юркой Ярцевым, что в центре /второй снизу/, такой забавный случай был. Мы после обеда любили полежать минут десять-пятнадцать, больше нам Федька-командир не позволял расслабляться. Но как-то он и сам прилег после обеда и призаснул.... А жили мы все в одной большой комнате (в клубе, похоже), и Федька тут же в углу. Мы притихли и сами лежим, не шелохнувшись, не веря своему счастью прихватить лишний десяток минут отдыха после обеда. И вдруг в тишине раздается громкий крик "...не могу больше, на работу идти надо…". Это у Юрки Ярцева совесть проснулась не к месту и всю нашу комнату разбудила вместе с Федькой. Пришлось на работу опять тащиться..."
Приведу еще одну характерную фотографию, сделанную в последний рабочий день на фоне септика, выложенного нами. Здесь из наших героев видим Лешку Хапулина, Саню Синникова, Володю Яковлева и Николая Давыдова...

Септик – это канализационное сооружение, куда стекают, и где собираются все стоки… Он еще и в глубину метра на три уходит. Намаялись мы с ним без опыта… Сначала огромную яму выкопали, закончили к вечеру и довольные пошли спать… А ночью прошел дождичек, налился в яму, а главное, обрушил все стены вовнутрь… А высотой они с одной стороны метров пять были… В общем пришлось всю воду с грязью вычерпывать, а потом срочно стены выкладывать кирпичом, пока новый дождь не прошел…
А к этому септику вела канализационная траншея, также выкопанная нами. Как-то приходим утром, а в нашей траншее – трактор «Беларусь» завалившийся… Оказывается, в ночь местный тракторист решил прокатиться и с пьяных глаз заехал в свежевыкопанную студентами траншею… Всей бригадой выковыривали этот трактор, поминая теплыми-ласковыми словами тракториста...




Приведу еще одну фотографию сезона ССО-71, уж больно хороши на ней получились Николай Давыдов и Володя Яковлев (и Женя в середине). Кстати, по нарукавным нашивкам Володи Яковлева ясно, что это был наш общий с ним второй сезон.


  



И ещё, рядом с фотографией Сани Синникова:
ВМ - "Что, мухи одолевали"
СФ – «Да, за каждую сотню убитых мух дополнительная пайка полагалась...(шутка юмора) »
Дополнение от октября 2016 года.
В сентябре 2016-года в нашу довольно узкую компанию бывших членов студенческой группы МА14-54 неожиданно  влился новый член - Сергей Скрипкин, нашедший автора записок в социальной сети ОК. Сергей прислал сообщение, предложил пообщаться, которое я с радостью принял и тотчас же переслал Виктору Морозову, с которым Сергея связывает множество общих воспоминаний по совместным поездкам на сельскохозяйственные работы.
Ниже прилагаются фотографии, присланные Сергеем Скрипкиным, а также Ириной Васильевой, связанные с тем периодом жизни, который Сергей провел в нашей группе. Комментарии заимствованы с разных страничек друзей по ВК и ОК, где они появлялись и обсуждались.

 
Этой фотографией, присланной Сергеем Скрипкиным, он очень удивил меня, т.к. я совершенно не помнил события, где нас вместе с Николаем Давыдовым (в центре, Сергей Скрипкин - справа, автор записок - слева) заснял фотограф (очевидно, Ирина Васильева). Сергей прокомментировал, что снимок был выполнен во время юбилейного субботника в апреле 1970 года, посвященного 100-летию Ленина. Ну что ж, следует отдать должное вождю мирового пролетариата, что он собрал нас на субботник, который остался и в памяти, и на фотографии.
Продолжение следует...
http://sdfaruntsev.blogspot.ru/2015/04/blog-post.html




 
 
 



 




 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий